Анализ работы МКОУ «Игалинская СОШ» Гумбетовского района за 2021/2022 учебный год 1.Работа МКОУ «Игалинская СОШ»в 2021-2022 учебном году была ориентирована на создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности и направлена на реализацию темы «Развитие творческого потенциала педагогического коллектива как основа оптимизации учебно - воспитательного процесса в целях реализации ФГОС». Для достижения указанной цели решались следующие задачи: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. закупить дополнительные материально-технические ресурсы для применения дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных и дополнительных общеразвивающих программ школы; повысить квалификацию педагогических работников; расширить партнерские связи со сторонними организациями; применить новые направления и формы работы с обучающимися. Создать условия для реализации конституционного права на получение бесплатного образования всеми детьми школьного возраста. Создать систему обучения, обеспечивающую развитие каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями. Достижение оптимального уровня воспитанности учащихся. Создать условия для формирования здорового образа жизни. Внедрение новых педагогических технологий. Повышение качества знаний учащихся, контролировать работу учителей со слабоуспевающими учащимися с целью предупреждения неуспеваемости. Повышение квалификации педагогических работников. Обеспечить сохранность зданий, оборудования и имущества школы. Привлечение родителей к жизни школы. Введение ФГОС основной образовательной программы начального, основного общего образования. Создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику. Решению данных задач способствовало целенаправленная деятельность педагогического коллектива по реализации образовательных программ: план работы школы, разработана образовательная программа и программа развития ОУ, составлен учебный план, позволяющий реализовать государственные образовательные стандарты, учебный план-график, утверждѐн режим работы школы, расписание занятий. Учебный план школы предусматривает выполнение государственной функции школы – обеспечение начального, основного и среднего общего образования и развитие ребенка в процессе обучения. В течение учебного года администрация школы осуществляла контроль за выполнением учебных программ и их практической части. В мае на педагогическом совете при рассмотрении вопроса «О допуске учащихся к итоговой аттестации и итоговому контролю в переводных классах» было отмечено, что учебные программы и их практическая часть по всем предметам во всех классах были выполнены полностью. Все учащиеся школы занимаются в одну смену. Продолжительность урока для учащихся 1-х классов – 35 минут в первом полугодии и 45 минут во втором полугодии, для учащихся 211-х классов – 45 минут. Учащиеся 1-11 класс обучаются в режиме 6-ти дневной рабочей недели. МКОУ «Игалинская СОШ» осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ трех ступеней образования: уровень начального общего образования - 1-4 классы, уровень основного общего образования - 5-9 кассы, уровень среднего общего образования-10-11 классы. Всего 19 классов- комплектов. Продолжительность учебного года: 1-8,10 – 33 недели 9,11 – 32 недели 2 . Структура управления ОУ, его органов самоуправления. В школе создана достаточно эффективная управленческая система, структура и управленческий механизм: директор –1, заместители – 3, руководители МО- 4, органы ученического самоуправления- 1, Управляющий Совет-1, родительский комитет-1. Совершенствуется и внедряется коллективно-демократический стиль в управлении школой. Важные вопросы для жизнедеятельности школы решаются коллегиально. Качественный состав педагогических работников. Педагогический коллектив обладает достаточным профессиональным потенциалом для работы в современных условиях. Всего учителей – 43 человек Качественный состав по уровню образования: Образование педагогов 2021-2022 учебный год Высшее педагогическое образование Среднее специальное образование 35 8 77% 23% На начало учебного года в школе: - молодых специалистов – 0 чел (0 %); - учителей пенсионного возраста – 18 чел. (41%); Уровень профессионального мастерства педагогов: Учителей высшей категории: 6 Учителей первой категории : 1 Учителей на соответствие занимаемой должности: 37 Нет положительной динамики на увеличение категории. Из 43 педагогических работников имеют курсы повышения квалификации- 34 педагога (79 %). Распределение кадрового состава по стажу работы позволяет сделать вывод, что коллектив стабилен, обновление происходит незначительное. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие первую квалификационные категорию. Количество учителей по предметам: - начальные классы - 8 чел.; - русский язык и литература, МХК –5 чел - информатика, математика, физика – 7 чел.; - химия, биология, география – 3 чел.; - иностранный язык-3 чело. - история, обществознание, – 4 чел. - физическая культура – 3 чел.; - технология , ОБЖ– 2 чел.; - музыка, ИЗО – 2 чел.; Таким образом, в школе созданы необходимые условия для обеспечения качества образования. Контингент обучающихся. Структура Начальная контингента школа Количество 8/135 классов и в них обучающихся Основная школа 9/146 Средняя школа 2/24 Всего по ОУ 305 2.Анализ состояния всеобуча. Из них атт Из них не усп Из них усп % усп На 4и5 Имеют по два более "2" Кол-во проп дней Кол проп ур. % пос На 5 % кач Имеют по одной "2" Клас с всего на нач приб выб Всего на кон 1А 1Б 2А 2Б 3А 3Б 4А 4Б 5А 5Б 6А 6Б 7А 7Б 8А 18 18 18 10 20 19 16 16 15 13 20 19 19 10 19 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 18 18 18 10 20 19 16 16 15 13 20 19 19 10 19 18 18 18 10 20 19 16 16 15 13 20 19 19 10 19 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 18 18 18 10 20 19 16 16 15 13 20 19 19 10 19 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 7 3 2 3 5 3 5 1 4 7 0 3 7 6 2 7 6 3 3 2 6 3 0 4 3 0 72 50 45 47 50 38 47 54 35 37 21 60 37 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 210 167 160 122 324 276 261 214 177 164 163 425 305 120 198 858 672 688 516 1473 1236 1192 886 956 891 784 2375 1806 694 1223 94 95 96 94 92 93 92 93 94 94 96 89 92 94 95 9А 17 0 0 17 17 0 17 100 1 4 29 0 0 222 1381 93 9Б 14 0 0 14 14 0 14 100 5 2 50 0 0 228 1403 91 10 11 0 0 11 11 0 11 100 2 4 55 0 0 251 1431 89 11 13 0 0 13 13 0 13 100 4 1 38 0 0 246 1497 90 итог 305 0 0 305 305 0 305 100,0 62 56 39 0 0 4233 21962 93 В 2021- 2022 учебном году в школе на конец года обучалось 305 учащихся, в сравнении с предыдущим годом наблюдается повышение численности учащихся. Выпускными классами являются – учащиеся 4 класса, из начальной школы в основную переведены 32 ученика. Из основной школы выпущено 31 девятиклассника. Из средней школы – 13 из 13класса. На 01.07.2021 г. подано 28 заявлений родителей будущих первоклассников. На основании Закона о всеобуче, Закона об образовании в РФ, статья об обязательном общем образовании, для учета обучающихся детей в школе создан банк данных детей от рождения до 18 лет . В течение учебного года осуществлялся ежедневный контроль за посещением школьных занятий. Вопросы всеобуча постоянно рассматриваются на педсоветах, совещаниях при директоре , МО классных руководителей. В случае необходимости вопросы ставятся и на советах профилактики. Все учащиеся, стоящие на внутришкольном учете справились с программным материалом и закончили учебный год. Кроме того, сократилось количество пропусков уроков без уважительной причины . Результат – все учащиеся аттестованы за 2021 -2022 учебный год, кроме одного ученика 9 класса. Анализ результатов учебной деятельности Основной задачей педагогического коллектива школы является повышение качества образования. Работа школы была направлена на повышение качества знаний учащихся. Главным условием для достижения этой цели являлось включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Форма организации учебного процесса были следующими: Уроки (классно- урочная система) Консультации Олимпиады, конкурсы Предметные недели Открытые уроки Внеурочная деятельность В школе на протяжении многих лет успеваемость - 100%. Сводная таблица качества обученности за 3 года Успеваемость Качество 2019-2020 100% 54% 2020-2021 100% 45% 2021-2022 99,6 % 39% Анализируя необходимо отметить существенное снижение качества знаний, что для этого дал ход дистанционное обучение в третьей четверти в прошлом учебном. Результаты итоговой и промежуточной аттестации выпускников. Разрабатываемый ежегодный план по подготовке и проведению итоговой аттестации учащихся 9,11 классов позволяет своевременно знакомить всех участников образовательного процесса с нормативно –правовой базой, информировать о процедуре, сроках аттестации, правах и обязанностей педагогов и учащихся. В 2021-2022 учебном году в 11 классе обучалось 13 учеников. Предмет Кол-во Кол-во Ср. балл учеников, учеников, «2» сдававших сдавших «3» экзамен экзамен Математика ЕГЭ 12 12 3,8 0 3 (БУ) Математика (ЕГЭ) 1 1 72 профильный уровень Русский язык 13 13 47,7 (ЕГЭ) Обществознание 4 4 43,25 (ЕГЭ) История (ЕГЭ) 1 1 49 Информатика (ЕГЭ) Химия (ЕГЭ) 1 1 67 2 1 26,8 Биология(ЕГЭ) 4 0 17,25 В 9 классе на конец года обучалось 31 человек. Предмет Кол-во Кол-во « « учеников, учеников, 2» 3» 4» сдававших сдавших экзамен экзамен Математика 31 31 0 6 25 Русский язык 31 30 1 24 5 биология 13 13 0 3 10 география 19 19 0 4 14 химия 2 2 0 0 2 обществознание 20 20 0 12 8 история 3 3 0 2 1 « 5» 0 1 0 1 0 0 0 % качества «4» «5» 8 1 75 « % % Ср.балл успеваемости качества 100 96,8 100 100 100 100 100 80,6 19 76,9 78,9 100 40 33 3,8 3,2 3,8 3,8 4 3,4 3,3 Выводы: Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ позволяет сделать вывод о том, что в школе, в целом, отработана система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Но на протяжении трех лет наблюдается низкие баллы по ЕГЭ. Всем обучающимся удалось преодолеть минимальный предел баллов. Рекомендации. Педагогическому коллективу продолжить системную работу над повышением качества подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учителям русского языка , математики, обществознания, истории, информатики, биологии, химии, географии и физики скорректировать урочную и внеурочную деятельность по предмету с учащимися в направлении повышения уровня грамотности и качества знаний по этим ведущим образовательным сферам, активизировать работу с обучающимся, имеющими низкий уровень усвоения знаний. Всем учителям-предметникам совершенствовать формы работы по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. 3.Анализ внутришкольного контроля. В течение года велась работа по проверке школьной документации. Цель: отслеживание выполнения инструкций по ведению журналов, дневников, календарно-тематического планирования, поурочных планов. Проверки показали, что все документы имеют удовлетворительный внешний вид, заполняются в соответствии с инструкцией по ведению перечисленных документов. Всеми классными руководителями своевременно заполнены ведомости успеваемости обучающихся, сводные ведомости пропущенных уроков. Записи в журналах осуществляются учителями в соответствии с их учебной нагрузкой по тарификации, названия учебных предметов записаны классными руководителями в строгом соответствии с учебным планом школы на 2020- 2021 учебный год, но неправильно выводили четвертные, полугодовые отметки, запись изученных на уроках тем ведется в соответствии с календарно-тематическим планированием. Не всеми учителями подсчитано количество проведенных за год часов и выводы о выполнении учебных программ. Вместе с тем в ходе проверки были выявлены следующие недочеты и нарушения инструкции по ведению классных журналов: допущены единичные исправления; низкая накопляемость оценок по ряду предметов; Выводы: 1. Классные журналов 5-11 классов, индивидуальных на конец 2021-2022 учебного года имеют удовлетворительный внешний вид, заполняются большинством учителей, классными руководителями в соответствии с инструкцией по ведению классных журналов. 2. Контроль за объективностью годовых оценок показал, что отметки учителямипредметниками выставлены преимущественно объективно, кроме некоторых частных случаев, которые пришлось исправить верно в конце учебного года. 3. В ходе проверки выявлены недочеты, нарушения инструкции. Рекомендации по ведению журналов: - учителям-предметникам не допускать исправлений, своевременно записывать темы проведенных уроков, вовремя выставлять оценки за проведенные контрольные, лабораторные, практические работы и в основном правильно вывести четвертные, полугодовые и годовые оценки. Проверка состояния тетрадей показала, что во всех классах и по всем предметам ведутся тетради, домашние работы выполняются 87 %учащихся регулярно. Объем домашних заданий соответствует нормам. Орфографический режим соблюдается. Количество письменных работ соответствует календарно-тематическому планированию. Даны рекомендации проводить работы над ошибками регулярно, давать учащимся индивидуальные задания. Рекомендации по ведению дневников: классным руководителям регулярно осуществлять проверку дневников, следить за подписью родителей, за своевременным выставлением оценок по предметам. Учителям-предметникам контролировать записи учащихся по домашнему заданию. 4.Анализ методической деятельности школы. Методическая работа в 2021- 2022 учебном году была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы, задач, определѐнных в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года: 1.Развивать подпроектную деятельность в рамках краевых проектов: - «Профориентация школьников как необходимость для развития села»; - «Школа - социализирующее пространство»; - «Одаренный ребенок». 2. Увеличение интенсивности образовательной среды, создание финансовых, материальнотехнических условий; условий для доступа обучающихся, педагогических работников к электронным образовательным ресурсам, сети Интернет; развитие организационной культуры, создание психологически комфортной образовательной среды. 3. Организовать работу по созданию необходимых условий для реализации образовательных программ для обучающихся . 4. Активизировать работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, повышением уровня их профессиональных компетентностей. 5. Развивать технологии дистанционного и электронного обучения учащихся и педагогических работников, обеспечивающих возможность участия в вебинарах, конференциях, конкурсах, форумах, олимпиадном движении. 6. Усиление воспитательного потенциала образовательной среды, обеспечение социализирующих условий, способствующих удовлетворению индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей учащихся; организация жизнедеятельности ученического коллектива, основанной на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности. 7. Совершенствовать формы взаимодействия с родителями. 8. Развивать сетевое взаимодействие школы с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, религиозными и общественными организациями. 9. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. 10.Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на образовательную успешность каждого обучающегося с использованием современных образовательных, педагогических технологий, эффективных методик, направленных на достижения более высоких образовательных результатов у школьников . 11. Формирование духовно- нравственной личности, воспитание гражданственности и патриотизма. В 2021-2022 учебном году методическая тема школы «Развитие творческого потенциала педагогического коллектива как основа оптимизации учебно - воспитательного процесса в целях реализации ФГОС». Цель: Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения, самореализации и укрепления здоровья школьников. В планах М/О просматривается изучение нормативных документов, теории и методики предметов. Заседания в М/О проходят нетрадиционно, в форме «круглых столов», деловых игр, дискуссий, семинаров, практикумов. Для них характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки, отбирают материал к наиболее трудным темам. Отсюда основными формами методической работы являлись: 1.Тематические педсоветы. 2.Заседания школьных методических объединений. 3.Работа над тематикой самообразования. 4.Открытые уроки и их анализ. 5.Взаимопосещение уроков. 6.Проведение предметных недель. 7. Школьные олимпиады. 8.Смотры знаний учащихся. 9. Внеурочная деятельность. В течение года проведено тематических заседания МО: 1. «Совершенствование процесса обучения как условие повышения качества образования. Программа «Одаренные дети». 2. «Духовно- нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащихся. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни » 3. «Профессионально- развивающая среда педагогических работников» 4. «Предметные недели как средство развития интересов учащихся» За 2021-2022 учебный год учителями-предметниками было дано более 28 открытых уроков. Открытые уроки показали, что учителя работают творчески, используют инновационные технологии, стремятся развивать способности учащихся, заинтересовать их своим уроком, но это не всегда получается. Наблюдается повышение использования ИКТ учителями-предметниками на уроках. Проведенные уроки показывают, что учителя владеют компетентностью в области организации учебной деятельности, постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивирования обучающихся, информационной основы педагогической деятельности, Было организовано взаимопосещение уроков для обмена опытом, и контролем со стороны администрации школы за выполнением учебного плана. Взаимопосещение уроков помогает педагогам менять свое отношение к учебным ЗУНам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально- значимых качеств личности; совершенствовать формы и методы обучения. В целом все уроки учителей методически построены правильно, интересные и разнообразные. В своей работе учителя используют имеющиеся программы по всем предметам, широко применяя учебно – наглядные пособия, демонстрационные карточки, раздаточный материал, учебные видеофильмы, компьютер . Проводятся уроки с использованием информационных технологий. Были рекомендации: проводить физминутки, использовать в учебных занятиях индивидуальные задания, более тщательно готовиться к занятиям, разнообразить, использовать на уроках ИКТ в компьютерном кабинете. Рекомендации в основном учителями учитываются. Слабо проводится подготовка к олимпиадам. На уровне района учителя мало принимают участия в конкурсах, проектах. Только одна ученица 10 класса Гаджимурадова С.М. по информатике набрала достаточные баллы для третьего тура. План выполнен полностью. Цель: определить уровень ЗУН учащихся, уровень воспитанности, состояние организации классного коллектива, содержание контроля и единства требований к учащимся со стороны учителей, учет индивидуальных особенностей учащихся, оформление документации. В 2021-2022 учебном году увеличилось количество педагогических работников, которые стали чаще повышать свою квалификацию дистанционно, через дистанционные курсы, мастерклассы, вебинары. Это такие учителя как: все предметники 1 и 5 классов (17 предметников) Достаточное место в работе по повышению профессионального мастерства занимает самообразование учителей. Необходимо, чтобы самообразовательная подготовка имела выход на коллектив, т .е. имела реальный практический выход на результат. • • Проблемы и затруднения в работе: недостаточное качественного количества ТСО, в том числе компьютеров и оргтехники; недостаточное количество хороших современных учебников и периодических изданий; • недостаточная ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых формах организации обучения; • слабая ориентация в диагностических методах оценки развития личности школьников, в содержании контрольно- аналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся. • Низкий уровень участия и результативности участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня; научное общество учащихся функционирует формально. • Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в профессиональных конкурсах. • Педагоги школы слабо мотивированы на обобщение опыта работы на районом и республиканском уровнях.