Принято на общем собрании работников МКОУ «ИГАЛИНСКАЯ СОШ» Протокол 1 от 30.08.2019 г. Утверждаю : Директор школы___________ Магомедов С.М. 1.09.2019г Положение о классном руководителе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Игалинская средняя общеобразовательная школа» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; инструктивно – методическими документами Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1643); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14 года № 1644); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. приказа Минобрнауки России от от 29 декабря 14 года № 1645), Уставом МКОУ «Игалинская средняя общеобразовательная школа » (далее- школы) и регламентирует работу классного руководителя. 1.2. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на организацию системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создание условий для индивидуального самовыражения и развития личности обучающихся. 1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, законодательства РФ о правах ребенка и их гарантиях, Закона «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС СОО), нормами Устава школы, локальных актов и настоящего Положения. 1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности. 1.5. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство и координацию работы классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. 1.6. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности возлагаются на других педагогических сотрудников, не имеющих классного руководства. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде. 1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), родительским комитетом класса и Управляющим советом школы, Советом отцов, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами организаторами, Советом профилактики, социальными партнерами школы по организации внеурочной деятельности обучающихся, представителями правоохранительных органов, органов социальной защиты, защиты прав несовершеннолетних и т.д. 1.8. Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя: знания и умения по общей и социальной педагогике; общей, социальной и возрастной психологии; знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного воздействия на личность; знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и группы; знание основ физиологии, школьной гигиены; знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся, Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства; знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития образования и педагогической практики; способность к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю; наличие организаторских умений и навыков; наличие коммуникативных способностей; высокий уровень духовно- нравственной культуры. 1.9. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи деятельности классного руководителя 2.1 Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. 2.2.Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в обществе. 2.3.Задачи: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно- ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; защита прав и интересов обучающихся; диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся. 3. Функции классного руководителя Основными функциями классного руководителя являются: 3.1. Аналитико-прогностическая функция (совместно с медицинской и психолого-педагогической службами школы), выражающаяся в: изучении индивидуальных особенностей, обучающихся; выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива; изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка; изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса; прогнозировании уровней воспитанности, личностного развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива; прогнозировании результатов воспитательной деятельности; построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом; предвидении последствий, складывающихся в классном коллективе отношений. 3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в: координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом; координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления; организации взаимодействия деятельности с учителями - предметниками, педагогом – психологом, педагогом – организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся; содействии в организации внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. в получении дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, НОУ) как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; участии в работе педагогических и методических советов, методических, творческих объединений классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики; координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеурочной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время; организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в образовательной деятельности; заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся; выявлении и учете детей социально незащищенных категорий (совместно с социальным педагогом); обеспечении охраны прав и социальной защиты всех категорий, обучающихся; систематическом посещении неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой стратегии и тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом); систематическом наблюдении за поведением детей «группы риска» и состоящих на различных видах учета; контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка обучающихся» и «Положения о школьной одежде и внешнем виде обучающегося» ведении документации классного руководителя (Приложение 1) 3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в: развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и взрослыми; оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу; содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка; оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом; информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях, и объединениях. 3.4. Контрольная функция, выражающаяся в: контроле за успеваемостью каждого обучающегося; контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися; контроле за самочувствием обучающихся; контроле за организацией питания обучающихся класса; контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка обучающихся» и «Положения о школьной одежде и внешнем виде обучающегося» контроле за состоянием закреплённого кабинета. 4.Обязанности классного руководителя Работа классного руководителя строится в соответствии с данной циклограммой: 4.1.Классный руководитель ежедневно: определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; организует и контролирует дежурство обучающихся; организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении; присутствует на всех мероприятиях, в которых принимают участие обучающиеся своего класса; присутствует на всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях, проводимых для родителей (законных представителей) своего класса. контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка обучающихся» и «Положения о школьной одежде и внешнем виде обучающегося» 4.2.Классный руководитель еженедельно: проводит классный в соответствии с планом воспитательной работы; организует работу с родителями по ситуации; проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации; анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся. 4.3. Классный руководитель ежемесячно: посещает уроки в своем классе; проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителейпредметников; решает хозяйственные вопросы в классе; координирует работу родительского комитета класса; координирует работу классного актива. 4.4. Классный руководитель каждую четверть: оформляет и заполняет классный (электронный) журнал; участвует в работе методических, творческих объединений классных руководителей; проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся; проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть; проводит классное родительское собрание; представляет отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть; 4.5.Классный руководитель ежегодно: оформляет личные дела обучающихся; анализирует состояние воспитательной работы в классе (май) и уровень воспитанности обучающихся в течение года (апрель); составляет план воспитательной работы в классе согласно теме проекта «Наше классное дело» и направлению РДШ (сентябрь-октябрь); собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.) – по запросу; 4.6.Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух в месяц. 4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. 4.8. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе. 4.9. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на совещании классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании. 4.10. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе методических, творческих объединениий классных руководителей, повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии. 5. Права классного руководителя 5.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся; 5.2.Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося класса с целью оказания своевременной помощи обучающимся; 5.3.Координировать работу учителей-предметников в классе; 5.4. По согласованию присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых в классе; 5.5.Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы; 5.6.Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления; 5.7.Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, с учетом основных принципов общешкольного планирования, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий; 5.8.Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам; 5.9.Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности Родительского комитета класса; 5.10.По согласованию с администрацией школы обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях; 5.11.Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации, вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания. 5.12.Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с учащимися; 5.13. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, обучающихся, других педагогов. 6. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя 6.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности идеятельности. 6.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). 6.3. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). 6.4. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев. 6.5. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная динамика в: состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса; степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа жизни; уровне воспитанности учащихся, уровне сформированности классного коллектива; проценте участия и посещаемости внеурочных мероприятий; уровене участия в деятельности ДО «Наши Дела», РДШ; степени реализации проектов «Наше классное дело»; проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности; рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в мероприятиях школы и города; степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления. 6.6. Администрация школы включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя. 7. Ответственность классного руководителя 7.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время воспитательных мероприятий с классом; 7.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством; 7.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». 7.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. 7.5. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством. Приложение 1 к Положению о классном руководстве Документация классного руководителя 1. Программа, проект воспитывающей деятельности класса; 2. План воспитательной работы класса на учебный год; 3. Социальный паспорт класса; 4. Личные дела обучающихся; 5. Протоколы родительских собраний; 6. Классный (электронный) журнал; 7. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий; 8. Отчеты о работе классного руководителя (по предложенной форме); 9. Анализ работы классного руководителя за учебный год; 10. Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности.